Обустройство детской комнаты включает несколько аспектов для рассмотрения: рабочее место школьника, спальная и игровая зона. Правильность расчета влияет на желание делать уроки и на здоровье, все-таки непродуманно установленные светильники, высота стула пагубно воздействуют на зрение, а предметы мебели – на осанку и сон. При организации пространства учитывается площадь спальни; количество, возраст и пол детей; а также место для игр.
Организация рабочего места школьника. Основные правила
Потребности ребенка с каждым годом меняются, соответственно, дизайн и целевое назначение мебели у младших и старших групп тоже разное. Однако есть общая база, состоящая из четырех основных элементов, которая обязательна для детей, независимо от их возраста. Итак, четыре базовых составляющих:
- освещение;
- меблирование;
- место;
- стиль.
Освещенность рабочего места школьника
От степени освещенности зависит не только зрение, а и общее самочувствие, так как, например, томный желтый цвет способствует быстрой утомляемости и возникновению головных болей, а от яркого света устают глаза. В идеале, ученик должен работать при дневном освещении, но если учесть, что учеба занимает большую дня и даже вечера, особенно в старшей школе, то приходится заботиться о том, чтобы искусственные светильники заменили естественные.
Рекомендации относительно освещенности:
- письменный стол ставят у окна. На оконный проем крепят жалюзи или шторы, чтобы защитить от чрезмерного освещения. Но шторы темных цветов не подходят;
- установка светильников для общей освещенности;
- источники местного света для правши располагаются слева, для левши – справа. Такое правило необходимо, чтобы тень руки не падала на тетради, учебники и не закрывала учебный материал. Оптимальной считается лампа 60 Вт с матовым плафоном.
Эргономика рабочего места школьника. Как выбрать мебель?
Мебельные предметы выполняют одновременно несколько задач: хранение вещей не только учебных, а и личных; уголок для отдыха и зона, где ученики готовятся к занятиям. Рабочее место для школьника обустраивается с учетом роста и физиологических особенностей подростка. Стулья-трансформеры и столы-трансферы с регулируемой высотой и положением позволяют использовать мебельные наборы «на вырост». У обычных стульчиков ключевыми аспектами являются: высота, глубина, положение спинки.
Совет родителям, как организовать рабочее место школьника:
- правильно, когда столешница расположена чуть ниже грудной клетки, примерно, на 2 – 3 см;
- расстояние между краем столешницы и груди – 8 – 10 см;
- дети должны свободно доставать стопами до пола в положении сидя. Если же при покупке стульчика не угадали с размером, то можно поставить подставку под ноги или небольшую скамейку;
- часы ставят под лампой, чтобы учащийся мог контролировать время, и рядом емкость под канцелярию, а подставка под учебники с противоположной стороны под углом 30 градусов.
Расчет дистанции необходим для формирования правильной осанки, а также полезно для зрения. Если в одной комнате проживает двое и более детей, то правильней обустраивать для каждого отдельный уголок, чтобы мальчик или девочка занимались на своей рабочей зоне.
Где должна находиться рабочая зона для школьника?
Независимо от площади, рабочая зона для школьника, по мнению психологов, должна находиться у окна или у стены. Причем, ученик, готовясь к урокам, сидит спиной к центральной части спальни, иначе он взглядом будет отвлекаться на посторонние вещи, те же игрушки или телевизор. Центр помещения, игровая часть и шумное место не подходят для работы.
Иногда проблемой в правильности размещения выступает отсутствие места. В таком случае можно выгодно использовать подоконник, увеличив его ширину на 10 – 15 см, а по краю оконного проема реально установить открытые полочки или закрывающиеся шкафчики для книг.
Рабочее место для школьника. Влияет ли дизайн на успеваемость?
В интернете много фото, на которых продемонстрированы интересные дизайнерские идеи. Однако стилевое оформление представляет собой не только визуальное восприятие, но и практичность. Конечно, организация рабочего места школьника планируется с учетом модных тенденций, но также планировка подразумевает комфорт. Психологи рекомендуют не превращать домашнюю обстановку в школьный класс. Детям после школы необходимо расслабиться, даже делая уроки, ученик хочет ощущать тепло домашней атмосферы. При этом важно не переборщить с деталями. Яркие цвета будут отвлекать от учебы.
У ученика, помимо рабочей зоны, должен быть удобный игровой уголок. Даже если это уже взрослый школьник, ему хочется отвлечься от школы за компьютерной или настольной игрой. Благоустройство подразумевает разработку плана, который включает не только расчет расстановки мебели, но и декорирование стен и пола. Плакаты, обои, атрибутика выбирается ребенком, поскольку здесь учитываются предпочтения владельца комнаты.
Важно обеспечить пространство и тепло на полу у игрового места, ведь ребенок становится босыми ногами не только, вставая с постели. Дети много времени проводят на полу, собирая пазлы или разбирая нужные вещи. Ковер с длинным ворсом – продуктивное решение, так как покрытие защищает от контакта с холодным полом и за ним уход проще, чем, например, за ковролином. Кроме того, при помощи ковра создаются интересные акценты.